Меню KDT

Новости

Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015–2025 годы

Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015–2025 годы

С начала формирования Казахстана как самостоятельного независимого суверенного государства, проблема коррупции рассматривалась как одна из важнейших проблем, угрожающих стабильному поступательному развитию всего общества. Поэтому в деятельности государственных органов борьбе с этим явлением уделяется большое внимание, и первым шагом здесь, естественно, является разработка и внедрение нормативной базы, которая бы подводила законодательную основу и регламентировала эту сложную и трудную работу.

В русле решения этой задачи был принят ряд законов антикоррупционной направленности, о чем будет сказано в последующих лекциях, «реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности»[42]. Казахстан «целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции».

В основе современной антикоррупционной деятельности в нашей стране лежит принятая в декабре 2014 г. «Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы», к анализу которой мы и перейдем.

В первом разделе Стратегии «Введение» дается краткая характеристика того, что было сделано в области антикоррупционной борьбы за годы независимости. Здесь подчеркивается, что в стране четко проводится принцип меритократии – выдвижения на руководящие посты способных и профессионально подготовленных людей, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, сформирована система государственной службы, в том числе с четким разграничением и определением функций и полномочий каждого органа и должностного лица государства. Введение информационных технологий в сферу государственных услуг сократило прямые контакты чиновников с гражданами, что, несомненно, минимизировало условия для коррупционных явлений.

В стране, подчеркивается во «Введении», создаются предпосылки для формирования антикоррупционной культуры населения.

Вместе с тем, поставленные задачи по вхождению Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира требуют модернизации антикоррупционной политики государства и повышения роли институтов гражданского общества в ее реализации, что позволило бы максимально сократить коррупционные проявления. Именно этим объясняется необходимость принятия антикоррупционной Стратегии, являющейся программным документом в борьбе с коррупцией. При этом, говорится здесь, «акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями». Другими словами, ведущая роль в Стратегии отводится комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие в разных сферах жизни государства и общества.

Во «Введении» также отмечается, что определяемые Стратегией базовые направления должны уточняться и конкретизироваться на основе дальнейшего анализа реального состояния коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, серьезной и объективной оценки состояния дел в сфере борьбы с коррупцией.

Во втором разделе «Анализ текущей ситуации» говорится о положительных тенденциях в сфере противодействия коррупции, усиление и развитие которых станет залогом успешной реализации Стратегии на современном этапе.

Достижение определенных положительных результатов связано с принятием антикоррупционного законодательства, определившего цели, задачи, основные принципы и механизм борьбы с этим негативным явлением.Начиная с 2001 года реализуются государственные программы по борьбе с коррупцией, в рамках которых принимаются конкретные меры по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений.
В 2002 году при Президенте Республики Казахстан создана Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией, наделенная широкими контрольными полномочиями в области соблюдения государственными чиновниками антикоррупционного законодательства и, в частности, правом «вносить Президенту Республики Казахстан предложения о даче поручений, издании по рассматриваемым вопросам соответствующих актов Президента Республики, а также привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности акимов областей, городов Астаны и Алматы, руководителей государственных органов, назначаемых Президентом Республики Казахстан, не обеспечивающих должный уровень работы по борьбе с коррупцией»[43].

На положительную тенденцию в антикоррупционной борьбе существенное влияние оказывает и успешная реализация принципа неотвратимости наказания: в последние годы участились случаи, когда чиновники, уличенные в совершении коррупционных деяний, невзирая на занимаемые должности и ранги, несут ответственность по всей строгости закона. Такой принципиальный подход реализован в новом Уголовном кодексе (август 2015 г.), согласно которому «на лиц, совершивших коррупционные преступления, не будет распространяться срок давности, установлен запрет на условное осуждение, введен пожизненный запрет на право занимать должности на государственной службе». Введены нормы по конфискации имущества, добытого преступным путем, персональная ответственность руководителей за противодействие коррупции.

Но в прошедший период, отмечается в этом разделе, акцент делался не только в направлении усиления ответственности государственных служащих, но и на совершенствовании их социальных гарантий, что, несомненно, способствует созданию условий для выполнения ими своих обязанностей на честной и справедливой основе.

На основе реализации положений Государственной программы дельнейшей модернизации правоохранительной системы на период до 2020 года и Концепции кадровой политики правоохранительных органов осуществляются меры, ведущие к повышению уровня доверия к органам правопорядка, формированию персонала, отличающегося безупречным поведением и высоким уровнем компетентности.

Ведется работа по повышению доверия к судебной системе, совершенствованию механизма формирования корпуса судей, развитию электронного судопроизводства, повышению уровня его прозрачности и доступности.

Имеются определенные сдвиги в деле доступа населения к информации, в частности, благодаря формированию электронного правительства и созданию интернет-ресурсов государственных и частных структур, что позволяет гражданам информировать о фактах коррупции, в том числе за счет телефонов доверия и веб-сайтов государственных органов.

 

 

 

Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015–2025 годы

С начала формирования Казахстана как самостоятельного независимого суверенного государства, проблема коррупции рассматривалась как одна из важнейших проблем, угрожающих стабильному поступательному развитию всего общества. Поэтому в деятельности государственных органов борьбе с этим явлением уделяется большое внимание, и первым шагом здесь, естественно, является разработка и внедрение нормативной базы, которая бы подводила законодательную основу и регламентировала эту сложную и трудную работу.

В русле решения этой задачи был принят ряд законов антикоррупционной направленности, о чем будет сказано в последующих лекциях, «реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности»[42]. Казахстан «целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции».

В основе современной антикоррупционной деятельности в нашей стране лежит принятая в декабре 2014 г. «Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы», к анализу которой мы и перейдем.

В первом разделе Стратегии «Введение» дается краткая характеристика того, что было сделано в области антикоррупционной борьбы за годы независимости. Здесь подчеркивается, что в стране четко проводится принцип меритократии – выдвижения на руководящие посты способных и профессионально подготовленных людей, независимо от их социального происхождения и имущественного положения, сформирована система государственной службы, в том числе с четким разграничением и определением функций и полномочий каждого органа и должностного лица государства. Введение информационных технологий в сферу государственных услуг сократило прямые контакты чиновников с гражданами, что, несомненно, минимизировало условия для коррупционных явлений.

В стране, подчеркивается во «Введении», создаются предпосылки для формирования антикоррупционной культуры населения.

Вместе с тем, поставленные задачи по вхождению Казахстана в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира требуют модернизации антикоррупционной политики государства и повышения роли институтов гражданского общества в ее реализации, что позволило бы максимально сократить коррупционные проявления. Именно этим объясняется необходимость принятия антикоррупционной Стратегии, являющейся программным документом в борьбе с коррупцией. При этом, говорится здесь, «акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями». Другими словами, ведущая роль в Стратегии отводится комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие в разных сферах жизни государства и общества.

Во «Введении» также отмечается, что определяемые Стратегией базовые направления должны уточняться и конкретизироваться на основе дальнейшего анализа реального состояния коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения, серьезной и объективной оценки состояния дел в сфере борьбы с коррупцией.

Во втором разделе «Анализ текущей ситуации» говорится о положительных тенденциях в сфере противодействия коррупции, усиление и развитие которых станет залогом успешной реализации Стратегии на современном этапе.

Достижение определенных положительных результатов связано с принятием антикоррупционного законодательства, определившего цели, задачи, основные принципы и механизм борьбы с этим негативным явлением.Начиная с 2001 года реализуются государственные программы по борьбе с коррупцией, в рамках которых принимаются конкретные меры по устранению причин и условий возникновения коррупционных проявлений.
В 2002 году при Президенте Республики Казахстан создана Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией, наделенная широкими контрольными полномочиями в области соблюдения государственными чиновниками антикоррупционного законодательства и, в частности, правом «вносить Президенту Республики Казахстан предложения о даче поручений, издании по рассматриваемым вопросам соответствующих актов Президента Республики, а также привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности акимов областей, городов Астаны и Алматы, руководителей государственных органов, назначаемых Президентом Республики Казахстан, не обеспечивающих должный уровень работы по борьбе с коррупцией»[43].

На положительную тенденцию в антикоррупционной борьбе существенное влияние оказывает и успешная реализация принципа неотвратимости наказания: в последние годы участились случаи, когда чиновники, уличенные в совершении коррупционных деяний, невзирая на занимаемые должности и ранги, несут ответственность по всей строгости закона. Такой принципиальный подход реализован в новом Уголовном кодексе (август 2015 г.), согласно которому «на лиц, совершивших коррупционные преступления, не будет распространяться срок давности, установлен запрет на условное осуждение, введен пожизненный запрет на право занимать должности на государственной службе». Введены нормы по конфискации имущества, добытого преступным путем, персональная ответственность руководителей за противодействие коррупции.

Но в прошедший период, отмечается в этом разделе, акцент делался не только в направлении усиления ответственности государственных служащих, но и на совершенствовании их социальных гарантий, что, несомненно, способствует созданию условий для выполнения ими своих обязанностей на честной и справедливой основе.

На основе реализации положений Государственной программы дельнейшей модернизации правоохранительной системы на период до 2020 года и Концепции кадровой политики правоохранительных органов осуществляются меры, ведущие к повышению уровня доверия к органам правопорядка, формированию персонала, отличающегося безупречным поведением и высоким уровнем компетентности.

Ведется работа по повышению доверия к судебной системе, совершенствованию механизма формирования корпуса судей, развитию электронного судопроизводства, повышению уровня его прозрачности и доступности.

Имеются определенные сдвиги в деле доступа населения к информации, в частности, благодаря формированию электронного правительства и созданию интернет-ресурсов государственных и частных структур, что позволяет гражданам информировать о фактах коррупции, в том числе за счет телефонов доверия и веб-сайтов государственных органов.

 

 

 



Просмотров: 147

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

Опрос

Статистика

  • Осы айда21
  • Осы аптада5
  • Кеше1
  • Бүгін0
  • Желіде:0

Полезные ссылки